Главная / Значки СССР / Значки Автодор

Значки Автодор добровольных обществ

Близким по своим задачам к оборонным обществам двадцатых годов было и Общество содействия развитию автомобилизма и улучшения дорог — Автодор. Организационно Автодор оформился 22 сентября 1927 г. Его создание диктовалось всем ходом начавшихся исторических преобразований в стране. Плохие дороги, отсутствие транспорта сдерживали строительство социализма. Привлечение к развитию автодорожного дела широкой общественности должно было способствовать ускорению темпов индустриализации.

Знак "Юный друг Автодора"
Знак "Юный друг Автодора". Бронза, горячая эмаль, винт. Редкий знак довоенного общества "Автодор" с изображением пионера и легкового автомобиля

Наряду с чисто организационными вопросами развития автомобилизма Автодор проводил большую агитационно-массовую работу. Совместно с «Крестьянской газетой» и «Комсомольской правдой» общество организовывало агитпоездки на специально оборудованных автомашинах по городам и селам страны. Проводились также авто-мото, водо-моторные и аэро-санные испытательные пробеги.

В 1933 г. Автодор объединял около двух миллионов членов и имел единый значок, а для отличившихся еще и наградной знак «За активную работу». Значки Автодора отличаются высоким качеством. Многие из них выполнены на серебре с богатой отделкой разноцветными эмалями. Известно более тридцати наименований значков, выпущенных обществом.

Кроме общесоюзного Автодора существовали и республиканские: на Украине — Укравтодор, в Узбекистане— Узавтодор, в Азербайджане — Азавтодор. Каждый из них имел свой значок, на котором сохранялась общая эмблема Автодора с внесением в нее некоторых деталей. На значке Азавтодора, например, кроме автомобиля изображены нефтяные вышки.

Если для значков Осоавиахима характерными деталями были пропеллер, винтовка, противогаз, стрелковые мишени, то на автодоровских мы видим автомобиль в разных положениях.

Наиболее интересны значки автопробегов. Так, на значке пробега «Москва — Нижний-Новгород — Москва», проводившегося 21—24 июня 1929 г., изображен гоночный автомобиль. В том же 1929 г. проводился «Большой северный автопробег». Здесь деталями значка стали многоместный легковой автомобиль и голова оленя с ветвистыми рогами.

В 1932 г. в Ярославле вступил в строй шинный завод. Это было выдающееся событие в жизни страны. Автодор организовал испытательный автопробег «Москва—Ярославль—Москва» и выпустил памятный значок. В центре значка, выполненного в виде автопокрышки, изображен автомобиль.

В начале тридцатых годов шли усиленные поиски экономического топлива для автомобиля. В 1934 г. Автодор провел пробег грузовых машин, оборудованных газогенераторными установками, и выпустил значок, главной деталью которого стало изображение грузовой автомашины с газогенераторными баллонами.

Знак "За моторизацию пограничных войск СССР"
Знак "За моторизацию пограничных войск СССР" - вручали членам экипажей боевых машин, построенных на деньги общества Автодор, и активистам общества, которые занимались сбором средств на постройку бронетехники.

Много внимания общество уделяло и оборонной работе, что нашло отражение на двух значках. На одном из них, выполненном в виде руля, в центре рычаги управления и пятиконечная звездочка. В нижней части танкета, а по верхнему ободку надпись: «Автодор». Второй значок представляет ромбовидный щит, в центре которого пограничный столб с текстом «СССР» и накладная танкетка. По всему значку слева направо текст: «За мотор, пограничных войск СССР». Интересна история появления этих значков. В 1931 г. Автодор проводил широкую кампанию по сбору средств на оборону страны и, в частности, по созданию фонда моторизации пограничных войск. Было собрано 10 млн. рублей.

7 января 1932 г. Президиум I Всесоюзного съезда общества Автор передал Главному управлению пограничных войск автотанкетный отряд в составе 24 боевых машин, изготовленных на собранные в течение 1931 г. средства. Первый значок распространялся во время сбора средств, второй — приурочен к передаче машин пограничникам и вручался членам экипажей и активистам общества.

Запоминается и значок «3-й лотереи Автодора». Он вручался отличившимся распространителям лотерейных билетов, о чем говорит сама надпись на значке: «За активное участие в реализации». Много внимания общество уделяло работе с юными автомобилистами. В Центральном совете Автодора существовала детская секция, которая координировала деятельность автомотокружков в школах, Домах пионеров.

Любопытен значок «Юный друг Автодора». Еще на одном значке запечатлен Всесоюзный мото-лодочный поход юных автодоровцев. Деятельность Автодора не ограничивалась только сушей. Она распространялась и на водные пути. Причем эта деятельность иногда осуществлялась совместно с Осоавиахимом. Известны два значка, на которых обозначены эти обе организации.

В 1929 г. Автодор совместно с Осоавиахимом провел серию агитмассовых оборонных походов по водным артериям страны. Походы совершались на шлюпках и моторных лодках. В ознаменование этого события был выпущен значок. Огромную помощь Автодор оказывал колхозам, МТС и совхозам, организуя авторемонтные бригады, передвижные автоколонны, готовя в многочисленных школах общества специалистов автомобильного и дорожного дела.

В последние годы общество много внимания уделяло оборонной работе. С целью устранения параллелизма в работе общественных организаций в октябре 1935 г. общество Автодор было ликвидировано, а его функции переданы Осоавиахиму.