Значки Общества Друзей Воздушного Флота
Возникло в начале 1923 г. Одним из активнейших учредителей ОДВФ были «Известия». Начиная с 1 марта 1923 г. газета ежедневно на протяжении многих месяцев вела кампанию за создание отечественной авиации. «Известия» открыли специальный счет в банке, на который переводились собранные на постройку самолетов средства.
Членский знак ОДВФ Бронза. Эмаль. Накладные детали. Крепление - винт. |
Патриотический почин «Известий» был поддержан почти всей прессой на местах. Предприятия, учреждения, воинские части и отдельные граждане считали своим долгом внести свой вклад в постройку самолетов и вступили в члены ОДВФ.
8 марта 1923 г. ОДВФ оформился организационно. Был утвержден его устав, выбраны руководящие органы. Своей основной задачей общество считало содействие созданию в СССР могущественных как военного, так и гражданского воздушных флотов. Среди руководящих деятелей ОДВФ были Н. И. Подвойский, В. А. Антонов-Овсеенко и другие. За два года своего существования ОДВФ выпустило свыше тридцати различных значков. Некоторые из них стали известны далеко за пределами нашей страны. Это «Ильич», «Ультиматум». К работе над эскизами значков привлекались широкие слои общественности. В этих целях объявлялись открытые конкурсы. Об этом писали в газетах, например, в «Известия» в № 85 от 19 апреля 1923 г.
Значок "Ультиматум" Латунь. Крепление - игла. |
9 мая газета сообщила, что «На конкурс было представлено... 105 проектов значка и 79 жетонов. Кроме Москвы, откликнулись Питер, Кострома, Новочеркасск и целый ряд городов центральной России. В соревновании приняли участие не только художники-профессионалы, но и заводские рабочие, учащиеся трудовой школы, курсанты ВУЗов. Премия за проект членского значка присуждена работе под девизом «А» в кругу», принадлежащая художнику-скульптору Г. Д. Алексееву. Три премии за жетоны именных аэропланов «Ильич», «Красный пахарь» и «Красный Октябрь» присуждены художникам Д. И. Шлепякову и под девизом «Слава» и «Трали-Вали».
Жетон «Ильич» выпустили в трех вариантах: медно-золоченным, медно-золоченным с эмалью и оксидированным. На территории Первой кустарно-промышленной выставки в Москве, возле павильона Центросоюза, был установлен первый самолет имени Ильича, сплошь увешанный жетонами. Каждый посетитель выставки считал своим долгом приобрести памятный жетон. Реализация ста тысяч жетонов окупала стоимость одного самолета.
Летом 1923 г. всемирную известность приобрел значок «Ультиматум». Он явился своеобразным ответом на так называемый «Ультиматум Керзона» — ноту английского правительства, в которой содержалась угроза вооруженного нападения на СССР. Значок необычайно прост, но весьма эмоционален. Летящий самолет с мощным мозолистым кулаком в передной части как нельзя лучше отражал готовность советских людей дать отпор провокации. Создавший его художник Г. Алексеев мастерски выразил это чувство в небольшом металлическом плакате, размером всего в шесть квадратных сантиметров.
В конце июня, во время проводившейся ОДВФ «Недели Красного Воздушного Флота», «Ультиматум» широко распространялся во всех городах страны. К осени 1923 г. на средства от продажи жетонов «Ультиматум» была построена эскадрилья самолетов того же наименования. К той же неделе были выпущены и другие значки именных аэропланов — «Октябрь», «Красноармеец». Было построено несколько эскадрилий, носящих имя Ленина.
Ячейки ОДВФ действовали не только в РСФСР, но и в союзных республиках — на Украине, в Закавказье, Средней Азии. Известны значки республиканских ОДВФ. Много их выпустило Украинское общество, которое называлось так: «Общество авиации, воздухоплавания Украины и Крыма», сокращенно — ОАВУК.