Кредитные билеты для погашения вкладов
Для погашения вкладов министр финансов царства Польского князь Друцкой-Любецкий разработал план по выпуску казначейством билетов-ассигнаций, однако Николай I несколько изменил проект. В собственноручно написанной записке он предложил выпускать эти билеты из Сохранных казен, приносящих 3,65 % годовых доходов.
«Вместе с сим объявить, что сохранным билетам присвояется хождение наравне с звонкою монетою, и разрешив приемы их во всех податях и повинностях».
Е.Ф. Канкрин ответил Николаю I тремя записками, в которых не соглашался с выпуском нового вида билетов. По его мнению, выпуск новых билетов с малыми процентами только осложнит финансовое положение, запутав население. Он настаивал не отказываться от привычных выпусков билетов казначейства, новые серии которых уже были готовы. Подготовленный текст манифеста, записки Николая I и Е.Ф. Канкрина были зачитаны на заседании Особого комитета 26 февраля 1841 г. Члены комитета выразили опасение, что подобным билетам грозит участь ассигнаций. Выпуск же билетов казначейства на прежних условиях увеличит долг казны. Император предложил выпустить новые билеты вообще без процентов, но, в отличие от ассигнаций, с обеспечением в виде залогов.
Члены комитета - К.В. Нессельроде, В.В. Левашов и другие - настаивали на податном обеспечении. Граф П.Д. Киселев предложил обеспечить размен на звонкую монету и был поддержан Канкриным. В ходе обсуждения было также определено, что в отличие от депозитных билетов разменный фонд будет составлять 1\6 часть от суммы выпущенных билетов. На этом же заседании было решено дать им на звание «кредитных» и выпускать не иначе как через ссуды под залог недвижимого имущества, но, единожды выпустив, создать им условия хождения наравне с серебром.
Государственный кредитный билет выпуск 1843 год |
|
Рубль, 1843 года, размер 136х104 мм |
Текст манифеста был доработан и утвержден на заседании 6 марта, а выпущен 1 июля 1841г. Через шесть недель после этого начался выпуск кредитных билетов Сохранных казен, которые обеспечивались всем достоянием кредитных установлений и безостановочным разменом на звонкую монету в обеих Сохранных казнах и Заемном банке. Разменный фонд, как было утверждено, составлял 1\6 от суммы всех выпущенных билетов. Осуществление плана I прошло очень успешно благодаря тому, что величина разменного фонда сначала равнялась всей сумме выпущенных кредитных билетов и сокращение его шло очень постепенно.
Выпуск кредитных билетов, хотя первоначально он и не был связан с реформой денежного обращения, оказал на нее очень большое влияние. Дело в том, что, когда в 1843 г., согласно плану 1839 г., ассигнации, находившиеся в обращении, должны были заменяться на «серебряные ассигнации», равные по стоимости серебряной монете, вопрос об этой части реформы снова был вынесен на рассмотрение Особого комитета. К этому времени Канкрин был уже тяжело болен и неоднократно подавал прошения об отставке.
Однако Николай I ему каждый раз отказывал. Тем не менее Николай I отверг предложение Е.Ф. Канкрина о замене ассигнаций депозитными билетами, обеспеченными разменным фондом на 1/6 часть. Николай I так мотивировал свой отказ: нельзя менять правила относительно полностью обеспеченных депозитных билетов, а иметь вместо ассигнаций еще один вид бумажных денежных знаков бессмысленно. Он написал записку с определением различий между полностью обеспеченными депозитными билетами и кредитными билетами, имеющими только разменный фонд серебряной монеты, с обоснованием выбора именно кредитных билетов как образца для новых денежных знаков и общим планом реформы.
План этот предполагал прекращение выпуска депозитных билетов, выпуск кредитных билетов с частичным обеспечением и выдачу их в обмен на вносимые драгоценные металлы всем желающим вместо депозитных билетов. Внесенные монеты и слитки должны были составить разменный фонд. Для обмена ассигнаций туда же передавались и 4 млн. руб. из резервного фонда (военного фонда).
Кроме того, в разменный фонд должны были поступать монеты и слитки из депозитной кассы на суммы вносимых туда из казны депозитных билетов, полученных ранее в качестве налогов и сборов. В соответствующие казенные учреждения переводилась та же сумма новыми кредитными билетами. Изъятие старых ассигнаций предполагалось делать постепенно, в течение 5 или 10 лет.
Вторая записка Николая I, написанная как продолжение первой, содержала расчеты и детали плана. Николай I настоял на том, чтобы замена всех видов бумажных денег шла на одни «кредитные билеты Казначейства», которые ходили на тех же основаниях, что и кредитные билеты Сохранных казен 1841 г. Условия для создания денежного рынка в России с настоящими бумажными денежными знаками уже сформировались, и разменный фонд звонкой монеты в 1/6 от выпуска становился надежным гарантом свободного размена.
Ликвидация ассигнаций
1 июня 1843 г. был опубликован Манифест «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами», на основании которого и производился обмен.
Новые кредитные билеты были изготовлены Экспедицией заготовления государственных бумаг. Важнейшим техническим усовершенствованием, использованным при выпуске кредитных билетов 1843 г., являлось применение открытой в 1838 г. русским ученым-физиком Б. Якоби гальванопластики для изготовления печатных форм. Это ускорило их выпуск и обеспечило полную идентичность воспроизведения сложного рисунка денежных знаков на большом количестве клише.
Реформы 1839-1843 гг. обеспечили государство твердой валютой, необходимой для развития промышленного производства и торговли. В результате денежной реформы министра финансов Е.Ф. Канкрина в России утвердилась система серебряного монометаллизма:
- серебряная монета стала главным платежным средством;
- монетной единицей - серебряный рубль;
- золотая монета осталась вспомогательным денежным знаком;
- ассигнации заменялись кредитными билетами, которые обеспечивались активом государственных кредитных учреждений и свободно обменивались по твердому курсу на серебро и золото из разменного фонда.
Бумажные денежные знаки, как наиболее соответствовавшие новым экономическим потребностям страны, заняли свое место в денежном обращении. Кредитные билеты были свободно размениваемыми на золото и серебро в течение более 10 лет после реформы, т.е. до Крымской войны 1854 года.
Денежное обращение после реформы 1839-1843 гг.
Кредитные билеты в 1844-1851 годов при министре финансов графе Ф.П. Вронченко сохранили не только внешний вид, но и правила выпуска и обращения, заложенные реформами Е.Ф. Канкрина. Во-первых, они были обеспечены запасом золота и серебра в звонкой монете и слитках на 1/6 от всей выпущенной в обращение массы кредитных билетов; во-вторых, они обладали принудительным курсом (размен на монету из драгоценных металлов производился весь этот период). Следует, однако, отметить, что в провинции сумма размена была ограничена сначала 100, а затем и 25 руб., последнее обстоятельство привело к появлению незначительных лажей в 2-3 %.
При сохранявшемся благополучии денежного обращения в этот период казначейство покрывало дефицит бюджета из средств государственных кредитных установлений (с 1844 по 1851 г. на его нужды было взято около 210 млн. руб.). Доход государства за этот период не увеличился, не отмечено и роста цен. Выплата процентов по государственным займам занимала первую строку в бюджете и составляла более 21 млн. ежегодно. Разменный фонд состоял из сумм, внесенных частными лицами. С 1843 по 1 января 1853 г. золотой и серебряной монеты в обмен на кредитные билеты было внесено 182,4 млн. руб. серебром, а востребовано 97,4 млн. руб. серебром. Разница в 85 млн. руб. серебром свидетельствовала о том, что население предпочло бумажные деньги металлическим.
С 1849 г., благодаря укреплению доверия населения к медным монетам, их весовая норма была снижена сразу вдвое - до 32 руб. из пуда. При этом монеты образца 1849 года имели достоинство 5, 3, и 2 копейки, копейка, денежка и полушка.
К 1852 г. в обращении находилось 311,4 млн. руб. кредитными билетами, и это было время стабильного денежного обращения. Одновременно с тем это было десятилетие, за которое все резервы прочности финансовой системы Е.Ф. Канкрина оказались исчерпаны.
Подробнее об источнике: см. Денежное обращение России М., 2010